– У Вены уже, можно сказать, давние традиции использования электронных сервисов – единая программа действует с 1997 года. Однако могу сказать из своего собственного опыта, что главный вопрос в этой сфере – это наличие спроса. Можно много всего предлагать, но если эти услуги никем не востребованы, то и ничего из этого не выйдет. Поэтому нашей ключевой задачей всегда была стимуляция спроса на услуги электронного правительства.
Для этого начальные школы Вены начиная с 1997 года были полностью компьютеризированы, а педагоги прошли серьезную переподготовку и обучение по работе с компьютером. Это было сделано с целью вырастить целое поколение людей, для которых решение вопросов через компьютер является нормой. Дальше мы шли последовательно от бучения компьютерной грамотности пенсионеров до установки доступных компьютеров в библиотеках и других местах города, где граждане могли бы ими пользоваться. Внедряя IT-технологии на всех уровнях городского управления, мы переводили все возможные сервисы в электронный формат, при этом, разумеется, нужно было переобучить всех чиновников.
– Помогают ли информационные технологии решать такие городские проблемы, как пробки на дорогах?
– Такие проблемы помогает решать такая наука, как телематика. Однако одним внедрением большого количества «умных» видеокамер всех задач не решить. Проблема пробок есть в любом большом городе, и ее решение на самом деле зависит от решения многочисленных небольших вопросов – десятков и сотен согласований между разными ведомствами, бизнесом, автомобильными концернами и населением, что требует четкой работы и кооперации между всеми, кто заинтересован в нормальной жизни в большом городе.